Вы тут: Главная > ТВ и радио > Сибирские чиновники наплевали на мировую известность Янки Дягилевой

Сибирские чиновники наплевали на мировую известность Янки Дягилевой

Янка. Фото с сайта yanka.lenin.ru

Певице Янке Дягилевой исполнилось бы 4 сентября 47 лет.

Буквально несколько месяцев назад новосибирские чиновники отказали в установке мемориальной доски на доме, где жила Янка. Инициаторами акта памяти выступили поклонники певицы, погибшей в мае 1990 года при невыясненных обстоятельствах. Своими силами почитатели Янки сделали эскиз и собрали деньги на изготовление доски — 42 тысячи рублей. Было получено и согласие отца певицы, и остальных жильцов дома по Ядринцевской, 61 города Новосибирска. Однако инициативе воспротивились местные чиновники.

Янка. Фото с сайта yanka.lenin.ru

Представители управления культуры новосибирской мэрии выдвинули убийственную формулировку: «Талантливая начинающая поэтесса, однако ее деятельность в контексте рок-движения в Новосибирске носила сугубо локальный, поколенческий характер, поэтому для увековечивания ее имени недостаточно оснований». Масла в огонь подлил и начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности города Владислав Збитнев, «авторитетно» заявив: «Янка Дягилева никогда не стремилась к популярности и не содействовала каким-либо образом «раскрутке» своего имени. К вопросу бы увековечивания отнеслась бы отрицательно».

Янка Дягилева «Рижская»

Неразумным (или ревностным не по разуму) чиновникам хочется напомнить, что вообще-то песни Янки Дягилевой перепевали группы «Пилот» («На черный день») и «Пелагея» («Нюркина песня»), делали посвящения «Калинов Мост» («Родная»), «Инструкция по выживанию» («Кто убил Янку»), «Теплая Трасса» («Мария») и «Разные люди» («Пусть сегодня никто не умрет»), а также пародировал Александр Лаэртский («Х…во»). Целая программа песен на стихи Янки есть у Ольги Арефьевой.

Пелагея «Нюркина песня»

Если и этого недостаточно, то вот еще более поразительные вещи. Семилетнюю Алину Симон (настоящая фамилия Виленкина) отец-стоматолог и мать-учительница вывезли еще в конце 70-х в США. Девочка росла и воспитывалась в сугубо американской культуре, но однажды услышала, как уличные музыканты исполняют песни неизвестной ей Янки Дягилевой. Алина настолько прониклась услышанным, что, бросив все, отправилась в почти уже чужую Россию и проехалась по местам «боевой славы» настолько впечатлившей ее певицы. Результатом стала запись альбома русскоязычных каверов на песни Янки. Алина — настоящая красавица, у нее очень приятный «журчащий» голос в духе западного фолка. Ее вокальную манеру можно сравнить с Долорес О’Риордан из The Cranberries.

Alina Simone «For a Rainy Day» («На черный день»)

Целый альбом посвятила своим версиям Янкиных песен и польская группа TRANSLOLA. Участницы поют на своем родном языке, но все звучит органично и профессионально. Пару лет назад им хотели устроить мини-тур по российским клубам, но, как всегда, благое начинание уперлось в финансовый вопрос.

TRANSLOLA «Tramwajowe tory» («По трамвайным рельсам»)

Но самое невероятное 4 июля этого года на Манчестерском музыкальном фестивале, где Massive Attack представили на русском (!!!) свое прочтение «Все идет по плану» Егора Летова и «Печаль моя светла» Янки. Причем последнюю им помогла исполнить вокалистка шотландской команды Cocteau Twins Элизабет Фрезер. Все это не разовая прихоть заморских авангардистов и не пресловутая дань памяти, а продуманная концептуальная акция в поддержку документального фильма Адама Кертиса, где судьбе Егора и Янки посвящена целая глава.

Massive Attack / Elizabeth Fraser «Печаль моя светла»

Увы, нам есть чему поучиться у западных музыкантов. Если наши медийные персоны и спесивые чиновники полагают, что Янка недостаточно известна даже для мемориальной доски, то почему бы не ударить пальцем о палец для того, чтобы изменить ситуацию? На местном уровне сделать концерты памяти с привлечением столичных звезд, на общероссийском, скажем, снять программу «Достояние республики», целиком посвященную Янке? Тогда, глядишь, и разваливающийся дом Янки найдется кому ремонтировать и память сохранят и приумножат. Оснований для этого, как видим, предостаточно.

Янка. Фото с сайта yanka.lenin.ru

Собственно, подвижки в этом направлении уже есть. 7 сентября в новосибирском ДК «Прогресс» состоится первый рок-фестиваль памяти Яны Станиславовны Дягилевой. Гостями мероприятия станут такие «музыкальные зубры» отечественной рок-сцены (и бывшие новосибирцы), как «Калинов Мост») акустический состав: Дмитрий Ревякин и Виктор Чаплыгин) и Юрий Наумов. Гости фестиваля смогут услышать и хорошо известную за пределами Новосибирска панк-группу «Путти», ранее выступавшую на одной сцене и с Янкой, и с «Великими Октябрями» (группа Дягтлевой), а также множество других исполнителей. Пока же поклонники Янки наняли профессионального скульптора для изготовления новой доски. Но где гарантия, что их не завернут и на этот раз?

Редакция мультипортала KM.RU попросила прокомментировать ситуацию с доской музыкантов группы «Ундервуд», а также оценить место певицы в культуре и искусстве.

Владимир Ткаченко: «Я в курсе этой истории с мемориальной доской, читал в сети. Там даже, если я не ошибаюсь, ЧПР (чиновник, принимающий решения) гордо говорил, что он, дескать, всех новосибирских панков знал с пеленок, да он с ними в одной песочнице вырос и сам достоверно понимает кто чего достоин — кто памятника, а кто просто справки о смерти. Вообще, это не очень правильно. Включение субъективного оценочного фактора у представителей госструктур ведет к искажению исторических фактов и к персеверации событий прошлого. Такого быть не должно. Я думаю, что выходом в этой ситуации может быть внутригородской референдум. Все-таки Янка — девушка легендарная, оставившая заметный след в истории города, страны и музыки.

Ундервуд. Фото с сайта undervud.ru

Современные музыканты могут повлиять только своим мнением. Сказать нравится или не нравится. Согласен или не согласен. Сейчас уже никто на баррикады не полезет. Даже если не установят мемориальную доску — все в кулачок повозмущаются и разойдутся по ресторанам допивать пино гриджио. Сейчас не установили — значит потом когда-нибудь установят. Да и доска — такой полуповод — вот если бы памятник в полный рост, тогда может и посражались бы. А так — есть доска — нет доски — какая разница.

Сибирская земля богата талантами, и Янка для меня — одна из самых ярких и этапных фигур в истории русского панка. На мой взгляд, она точно достойна памятника. И Летову, и Янке поставят когда-нибудь памятник. Обязательно. Памятник из любви и ненависти, из промерзлой сибирской земли и мягких бархатистых трав, из снега и подснежников».

Максим Кучеренко: «Это вполне логичное событие. Официоз и система отвергают контркультурных героев. Это событие должно вызывать одобрение и радость среди фанатов.
Фанаты празднуют исполнение творений Дягилевой и Летова группой Massive Attak. Вот она, победа! В постмодернизме, панке и постпанке памятников не существует. Не надо шуметь. Это другое нежели чугунные доски.

Ундервуд. Фото с сайта undervud.ru

Я услышал творчество Яны Дягилевой еще в в пору своего 16-летия. Спустя годы альбом «Стыд и Срам» дошел до Крыма и на кассетниках звучал точный пронзительный голос Янки. А строчки типа «приносили женишки коньячок, говорили женишки что почем» создавали какие то неопровержимые образы — страстные холодные и правдивые. В ее короткой, поэтически достоверной судьбе промелькнули и выступление на мемориале Башлачева и визит в Питер, где она пролежала трое суток лицом к стене, и Егор (Летов — прим KM.RU), находивший ее озорной и весtлой, и эта вечная глубина реки поглотившая ее навсегда. Летов считал что не могла Янка броситься в реку, Летов считал что это было убийство. Она так и осталась не тронутой зачарованной невестой русского рока. Почти двадцать лет спустя, другая девушка трудной артистической судьбы сумела сделать кавер на эти песни. Это Пелагея».  

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Comments are closed.